Основная общеобразовательная программа
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
I Пояснительная записка
1. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Елизово Камчатского края разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373) и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование основ умения учиться и способности к организации собственной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени образования как фундамента последующего обучения, которые связаны с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - переходом к учебной деятельности, освоением новой социальной позиции, принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, формированием у школьника способности к организации своей деятельности, изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности, моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Данная программа учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени, развитие целенаправленной мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью.
2. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускников начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными и общественными, государственными потребностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счет реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
3. На первой ступени обучения в школе реализуются учебные программы:
УМК «Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Научный руководитель – Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.
В систему учебников «Школа России» входят завершенные предметные линии учебников по основным предметам начального общего образования:
♦ Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
♦ Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
♦ Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.
♦ Информатика (3-4 классы). Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.
♦ Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.
♦ Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В. (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»).
♦ Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»)
♦ Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
♦ Физическая культура. Автор: Лях В.И.
♦ Английский язык (2-4 классы). Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В.
♦ Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку).
Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
♦ Немецкий язык. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.
♦ Французский язык. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.
♦ Испанский язык. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.
♦ Основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 класс). (Учебники могут использоваться в составе системы «Перспектива»)
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Авторы: Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.
Система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010г.). УМК «Школа России» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».
«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта – заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.
В систему учебников «Начальная школа XXI века» входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
♦ Русский язык.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.
♦Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
♦ Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.
♦Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
♦ Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.
♦ Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
♦ Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
♦ Технология. Автор: Лутцева Е.А.
♦ Английский язык (2-4 классы). УМК «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.
♦ Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.
Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010г.). УМК «Начальная школа XXI века» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».
Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители – А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.
«Школа 2100» для начальной школы – это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
♦ Русский язык.
Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
♦ Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
♦ Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
♦ Информатика.
Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.
Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В.
♦ Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.
♦ Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
♦ Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
♦ Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
♦ Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
♦ Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.
♦ Английский язык (2-4 класс).
«Английский с удовольствием» («Enjoy English»). Авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.
Система учебников «Школа 2100» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010г.). УМК «Школа 2100» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».
ОС «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники не входят в Федеральные перечини рекомендованных (допущенных) учебников.
4. В школе созданы все необходимые условия для реализации ООП:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся;
- оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися ( логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский работник).
5. В школу принимаются дети, достигшие на 1 сентября возраста 6 лет 6 месяцев, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста. Продолжительность обучения на первой ступени - 4 года (1-4 классы). Продолжительность учебного года для 1 классов – 33 учебные недели, для 2-4 классов – 34 учебные недели. Обучение осуществляется в 2
смены.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляем не менее 17 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В 1-м классе предусматриваются дополнительные каникулы в феврале (середина третьей четверти) не менее одной недели.
Обязательная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую. Расписание составлено с учётом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся, основные предметы чередуются с ИЗО, музыкой, физической культурой. Продолжительность перемен 15 минут, проведение динамических пауз во время уроков. Обеспечено выполнение санитарно-гигиенических норм освещённости, воздушно-теплового режима, уборки помещений. Организовано питание в школьной столовой.
6. Реализация ООП обеспечивается педагогическими кадрами имеющими, профессиональное педагогическое образование и систематически повышающими свою квалификацию. Требования к компетентности педагога определяется в соответствии с функциональными обязанностями, которые конкретизируются в должностных инструкциях педагогических работников ОУ с учетом возрастных особенностей учащихся, типом и видом ОУ, особенностями педагогической концепции, лежащей в основе организации МОУСОШ №2 г. Елизова.
Для реализации ООП начального образования начальная школа обеспечена специалистами, выполняющих функциями:
учителя, отвечающего за воспитания, обучение и организацию условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;
психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
тьютора, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное влияние домашней среды и среды проживания на ребенка;
воспитателя, отвечающего за воспитательный компонент образовательного процесса во внеурочной деятельности, за организацию деятельности, в которой формируются способы взаимоотношений и взаимодействия между людьми;
педагога-организатора, отвечающего за организацию внеурочных видов деятельности младших школьников во внеурочное время;
педагога-логопеда, отвечающего за коррекционную работу по развитию речи учащихся;
педагога-библиотекаря, который обеспечивает интеллектуальный и физический допуск к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности обучающихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации,
а также системы сервисов:
администратора, обеспечивающего для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляющего контроль и текущую организационную работу;
медицинского работника, обеспечивающего первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организующего диспансеризацию, вакцинацию.
7. Начальные классы занимаются в своем кабинете, оборудованном новой современной мебелью, специально подобранной для младших школьников, компьютером с выходом в интернет для самостоятельного поиска информации, проектор с потолочным размещением без напольной проводки. Он полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности. Педагог совместно с коллективом детей и родителей стремится создать уютную и комфортную обстановку.
В распоряжении школьников имеется спортивный зал, спортивная площадка, кабинет музыки, школьная библиотека, кабинет для индивидуальных и игровых занятий, логопедический кабинет. Для организации питания имеется школьная столовая. Медицинское обслуживание школьников ведет фельдшер.
8.Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном призвании и самовыражении;
- принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретаем черты адекватности и рефлексивности.
9. Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Елизова является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения образовательного стандарта. Включает программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, программу формирования и развития универсальных учебных действий, программу отдельных предметов, программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
10. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется отдых и оздоровление детей в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием при МОУ СОШ №2.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196.
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 29.12.2010г., регистрационный номер 189.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.20004г. № 1312.
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г. № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 20.10.2010г. № 1251 « Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования в новой редакции
- Приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 08.08.2011г. № 1045 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 28.10.2010 №1251 « Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования в новой редакции.
- 100- ФЗ от 21.07.2005г. «О воинской обязанности и военной службе».
- Примерные программы по предметам.
- Приказ Министерства образования и науки Камчатского края « О внесении изменения в приказ управления образования администрации Камчатской области от 14.08.2007 № 630» от 29.01.2010 № 98.
- Устав и программа развития МОУ СОШ №2 г. Елизова Камчатского края.